Nemіroff пополнил премиальную линейку вкусом лайма
В начале августа ассортиментный портфель компании пополнился новым напитком — начато производство водки Nemіroff Premіum Lіme (крепостью 40 градусов). Теперь продуктовая линейка...
   

Среди победителей International Spirits Award 2006 есть Украинская водка
Результаты конкурса, будут опубликованы в официальном бюллетене конкурса в сентябре этого года. Эксперты оценили вкус водки, как «хорошо сбалансированный с легкими фруктовыми...
   

«Олимп» закрепился в США
Летом 2006 года бренд компании «Олимп» «Russian Shot» появился на полках торговых сетей «Gelsons» и «Food Maxx» в Калифорнии и Лос-Анджелесе. Как утверждают в компании «Олимп»...
   

Nemiroff активно продвигается на Туманном Альбионе
Компания iroff объявила о завершении первого этапа кампании по продвижению своей водки в Великобритании. Основной идеей акции стали вечеринки под эгидой ТМ Nemiroff...



ИСТОРИЯ ВОДКИ И ПИТИЯ


Питейный Киев в старину…

Начало. Часть 3.

Часть 3. Повествует о приспособлениях, терминах и специфическом роде занятий…

Начнем с "Карманной бутылки". Так назывался плоский штофик, который приспособили для контрабандной перевозки дорогих спиртных напитков в те времена, корда подъездные дороги к городу контролировались винными откупщиками. Их стражники обыскивали возы с кладью и экипажи с пассажирами.

Киевский купец, гласный городской думы Филипп Ясногурский, писал в своих мемуарах, что в те времена "ни одно лицо, приезжавшее в город, не было гарантировано от длинных железных шестов стражников, шнырявших в экипаже с целью обнаружения контрабандных напитков; в случае подозрения обыскивались даже карманы у проезжавших".

Поэтому "иностранные ликеры", вернее - имитирующие их напитки из трактиров и "еврейских заездов", коньяки и популярные настойки, продаваемые за городом по дешевке, разливались в плоские контрабандные штофчики, которые легко было утаить от взгляда стражника под одеждой.

А. Макаров пишет, что очевидно, таково происхождение плоских "сувенирных" бутылочек, в которых до сих пор продают марочные вина и коньяки.

Весьма популярными были и Малеванные пляшки - расписные штофы. Такие сувенирные бутылки мастера расписывали от руки.

Часто импровизировали, сочиняли жанровые и юмористические композиции со стихами, подчас самыми неожиданными.

Например, на одной грани под соответственной "картинкой" писалось: "Сядем, сядем, сядем в сани и поедем к дяде Сане", на другой сообщалось: "Дядя Саня пьяница, пьет он как пиявица".

А вот для приготовления и хранения такой любимой для населения варенухи использовали Черепяную тыкву. Так называли специальный сосуд, который изготовляли из бутылочной тыквы.

"Крюк" или "крючок" - название одноразовой нормы выпивки. Оно бытовало в Киеве 19 века, еще со времен Старокиевской крепости, когда в царских кабаках, водочная мерка подвешивалась на бочке, на длинном крючке.

В 17 веке так и говорили: "Выпил крючок".

А вот рюмку или стаканчик раньше называли Лампочкой. Казалось бы, невозможно отыскать логику, но, в старину, владельцы частных домов по праздникам ставили на окна светильники в виде разноцветных стаканчиков с маслом или топленым салом. Таким образом, они иллюминировали свои усадьбы.

Горящие плошки ставились на воротах и на кромках тротуаров. В Городском саду ими подсвечивались аллеи. Их же ставили за прозрачными транспарантами на улицах и площадях.

Но, в обыденные дни, эти стаканчики использовались для выпивки, отчего и произошло выражение "выпить лампочку коньяку (водки)", которое можно часто встретить на страницах некоторых мемуарах.

Так, вспоминая годы учения в академии, Н. Соколов писал, что студенты 1830 годов пили в общежитии "из плошки или стаканчика для иллюминации и закусывали хлебом".

На протяжении всего 19 века, полиция упорно, но совершенно безрезультатно, боролась с ритуальным пьянством на киевских кладбищах.

В определенные дни, на могилах родственников, устраивали поминальные церемонии - Тризны.

Особенно многолюдно и шумно было на старом общегородском Щекавицком кладбище в Фомин день (первое воскресение после Пасхи).

На могилах расстилали скатерти и ставили, как на столах, блюда с едой и бутылки с водкой. Родственники произносили поминальные речи, пили, пели сначала канты, а потом обычные песни.

Но поминание нередко переходило в пьянку.

Винный спирт использовали также для приготовления Светильного спирта. Это была сесь винного спирта с терпентинным маслом.

В первой половине 19 века, светильный спирт употребляли для заправки фонарей на улицах. В России такую смесь называли скипидаром, во Франции - газогеном.

Первые фонари с масляными лампами появились в Киеве в конце 18 века.

Как известно, в княжеские времена налог платили медом. В более позднее времена налог натурой (например, водкой, мукой или дровами) назывался Юргенсом (или акциденцией).

Он предназначался для членом магистрата (войтов, бурмистров, райцев, урядников, лавников, архитектора, капельмейстера и др.).

Например, войту выдавалось на год 100 ведер водки, меда и пива, 100 бревен соснового леса, 100 возов дров и т. д.

Спившиеся чиновники все еще пытались заработать на рюмку водку. Только делали они это не весьма честно.

Такой промысел назвался "аблакатсвом", а человека называли в городе - Аблакатом.

По-сути, это был темный делец, который устраивал чужие дела за плату и часто на кабальных условиях.

Эти самозваные "адвокаты", или ходоки по чужим делам, составляли для своих малограмотных клиентов прошения, проталкивали застрявшие в канцеляриях дела, организовывали нужные подписи и подыскивали места.

За "аблакатство" брались спившиеся неудачники или уволенные за неприглядные дела чиновники, имевшие "большие связи" в присутственных местах и полиции.

Своих клиентов они искали на улицах, а "конторами" им служили трактиры на Софийской и Михайловской улицах. Здесь за рюмкой водки писались бумаги и велись деловые разговоры.

Среди "аблакатов" было немало мелких аферистов, бесстыдно обиравших темных людей, и просто опустившихся пьяниц, занимавшихся писанием прошений и жалоб.

Составленные ими бумаги нередко становились предметом осмеяния городской прессы.

Вот таки пили и гуляли в старину… Но каждая эпоха создает свои вкусы, привычки, и по-сути, мало что изменилось. Все также мы любим хорошо выпить, вкусно закусить и приятно поговорить…

Еще будет…

 
© 2006